Иногда у покупателей лекарственных средств возникает желание вернуть купленные препараты. Причин тому может быть немало. Например, внимательно прочитав инструкцию по применению, покупатель приходит к выводу, что это средство ему не подходит или просто обнаруживает, что в соседней аптеке это же средство стоит гораздо дешевле (в настоящее время разброс цен в аптечных заведениях весьма существенен). Бывает, что покупатель уже начинает принимать препарат, но потом понимает, что он ему не помогает. Такой препарат со вскрытой упаковкой он и приносит в аптеку для возврата. Телевизионная реклама часто обещает чудеса, и люди отдают за лекарство большие деньги, а потом, когда выясняется, что чудес не бывает, вполне естественно пытаются вернуть дорогостоящий товар продавцу. Так или иначе вернуть лекарство в аптеку по статистике пытается каждый десятый покупатель.
Российское законодательство в данном случае непреклонно. Оно гласит, что аптеки не могут принимать лекарственные средства, приобретенные покупателями ранее. Также категорически запрещен обмен приобретенных лекарств на другие. Это правило распространяется даже на только что приобретенные покупателем лекарственные препараты. Отметим, что покупка считается совершенной в момент, когда был пробит чек!
Данная норма закона, как правило, во многих аптеках зафиксирована в специальном объявлении, которое гласит что «Лекарственные препараты, купленные в аптеке, обмену и возврату не подлежат».
Одна из основных причин, почему фармацевты не принимают обратно свой товар, заключается в том, что объекты фармацевтической деятельности несут перед покупателями ответственность за реализуемые лечебные препараты. После того как лекарство побывало в руках у покупателя, никто не сможет дать гарантий, что его качество осталось на прежнем уровне хотя бы потому, что лекарства и другие медицинские препараты должны храниться при соблюдении специальных условий (температуры и влажности). Нарушать эти условия нельзя, так как при этом лекарства могут потерять свои фармакологические свойства. Известны также случаи подмены таблеток или даже подмешивания к лекарственным средствам посторонних веществ. Поэтому у фармацевтов действительно есть веские основания для того, чтобы отказывать людям, желающим вернуть приобретенные препараты.
Однако российское законодательство всё же предусматривает случаи, когда аптека обязана принять лекарства обратно:
— В случае если фармацевт по ошибке отпустил покупателю не то средство или если из-за халатности работников аптеки был реализован препарат с истекшим сроком годности;
— При обнаружении покупателем фабричного брака;
— При нарушении условий хранения лекарств самой аптекой;
— При обнаружении врачебной ошибки при назначении препарата. Такой вариант обмена/возвращения товара возможен лишь при условии, что ошибка была обнаружена, когда покупатель ещё не вышел из аптеки.
Претензии по поводу обнаруженных недостатков лекарственного средства покупатель имеет право предъявить в течение срока годности. И здесь уже неважно, сделано это после покупки или спустя некоторое время.
Один вопрос юристу