Вопрос авторских прав на изображения на футболках

Нанесение различных изображений на футболки давно стало востребованным и выгодным бизнесом во всём мире. В рекламном бизнесе футболки являются отличными носителями рекламной информации, чем и пользуются очень многие рекламодатели. У нас в стране продажа футболок с логотипами, эмблемами, портретами и прочими изображениями на заказ — дело тоже весьма прибыльное, поэтому и у нас появляется всё больше и больше фирм, занимающихся этим бизнесом. Впрочем, есть и производители, которые просто продают обычные футболки, украшенные всевозможными яркими рисунками.

И те, и другие, так или иначе, могут столкнуться с проблемой авторства всех этих изображений, поскольку законодательства всех стран однозначно трактуют нелегальное использование авторских произведений как нарушение авторских или смежных прав, что чревато очень крупными штрафами, потерей престижа, и как следствие, потерей клиентов. Поэтому, к вопросу об использовании изображений на футболках следует подойти со всей серьёзностью. Закон строго стоит на страже авторских и имущественных прав владельцев интеллектуальной собственности, каковыми являются и изображения. Чтобы не иметь впоследствии неприятностей в виде судебных разбирательств, надо чётко определиться, какие именно изображения планируется использовать. Для начала надо детально ознакомиться с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». В нём прописано какие изображения можно, а какие нельзя использовать, и в каких случаях. Так, даётся определение произведениям, которые являются объектами авторского права и произведениям, которые не являются таковыми. Ко вторым относятся официальные документы, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.д.), произведения народного творчества, сообщения, имеющие информационный характер. Соответственно, в отношении произведений, не являющихся объектами авторского права, т.е. не имеющими конкретного авторства, можно утверждать, что использование их на различных носителях не повлечёт за собой ответственности. Другими словами, если кому-то захочется разместить на футболке слова из русской народной песни, по сути, являющихся фольклором, либо флаг России, то никакого специального разрешения не потребуется.

В случае же использования изображения, у которого есть конкретный автор или авторы, обладающие исключительными правами на своё произведение, либо родственники автора, которые унаследовали имущественные права на данное произведение, то тогда возможны несколько вариантов:

  1. Купить изображение непосредственно у автора или других законных правопреемников с передачей исключительного права на обработку, принт и последующую продажу изделий с этим изображением.
  2. Купить изображение у владельцев смежных прав на данное произведение (например, у владельцев баз данных, каковыми являются легальные фотобанки изображений), с передачей новому владельцу стандартной или расширенной лицензии, что подразумевает передачу прав на использование произведения.
  3. Создать эксклюзивное изображение своими силами, то есть, стать автором; либо поручить кому-либо создание изображения за деньги, заключив соответствующий договор на передачу имущественных прав, что означает полную свободу его использования как в личных, так и в коммерческих целях, за исключением права на авторство. Авторство является неотчуждаемым и непередаваемым правом и в любом случае всегда остаётся за непосредственным создателем произведения.

Кроме того, автор имеет право потребовать указать своё имя в случае публичного использования его произведения. Следует также иметь ввиду, что автор может использовать своё право запретить использование своего произведения, если сочтёт это использование несоответствующим его взглядам и намерениям — например, порочащим чьи-либо честь и достоинство. Так, к примеру, кубинский фотограф Альберто Корда, сделавший в 1960 году знаменитую фотографию Че Гевары и всегда разрешавший использовать ее бесплатно, именно на основании своих авторских прав выиграл иск у производителей водки Smirnoff и запретил использовать фотопортрет для рекламы алкоголя.

3 комментария

Задать вопрос юристу

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *