Повсеместная компьютеризация в государстве, относительная доступность информации и вместе с тем формальный подход к ней же порождает проблемы этического и законодательного характера. Часто ли вы замечаете, что конфиденциальная информация, знать о которой могли только вы, становится известной посторонним лицам? Причем распространение этой информации приводит к неприятным последствиям.
Распространенность спецсредств позволяет любому желающему узнать все о личной жизни супруги, соседей по дому, конкурентов в бизнесе, наемных работников в офисе.
Несколько дней назад из милиции на работу пришло письмо следующего содержания: «У вас работает гражданин, совершивший преступление. Если вы нуждаетесь в его деловых качествах, обяжите его отмечаться там-то и там-то». А человеку даже обвинение еще не предъявили.
Второй пример — служба безопасности предприятия потребовала уволить человека, который тоже проходил у них как судимый.
Закон запрещает работодателю собирать сведения о работнике без его согласия, требовать информацию о его происхождении, национальности, судимости, регистрации места проживания и прочие документы, непредусмотренные законодательством. Просушивать разговоры можно только на основании постановления органа дознания, или с санкции прокурора, при наличии оснований. За нарушение права тайны переговоров существует уголовная ответственность по ч. 1 и 2 ст. 138 УК РФ.
Несмотря на это, на многих предприятиях существуют системы записи телефонных разговоров, скрытые видеокамеры устанавливаются повсюду, службы безопасности проверяют переписку и наводят справки о прошлом работников, обыскивают сотрудников при входе и выходе с предприятия.
При необходимости всегда можно оградить себя от чрезмерного вмешательства в личную жизнь, используя контр-меры. Например, провести обнаружение прослушки в офисе или машине можно, используя мобильный телефон, установив на него нужную программу. Специальные устройства также позволяют сделать это без затруднений.
Правила поведения работников в офисе, конечно устанавливаются работодателем, однако оценивать их необходимо с точки зрения их соответствия требованиям закона. Ведя тотальный контроль, работодатель теряет главное – доверие и лояльность сотрудников, получает формальное отношение к трудовым обязанностям и снижение производительности труда.