Активное развитие сферы услуг в России вполне естественным образом привело к тому, что россиянам в настоящее время предлагаются разнообразные, порой даже самые невероятные услуги. К сожалению, качество этих многочисленных услуг зачастую оставляет желать лучшего, кроме того, нередко потребителям навязываются абсолютно ненужные им услуги. Поэтому необходимо знать, как отказаться от услуги либо вообще без потерь, либо с минимальными потерями.
Данный вопрос регламентируется статьей 779 Гражданского кодекса. Итак, действующее российское законодательство позволяет гражданину в одностороннем порядке отказаться от неустраивающей его услуги, вне зависимости от того, начали ли ему её оказывать или ещё нет. При этом, чтобы отказаться от услуги, заказчику нет необходимости обращаться в судебные или иные органы.
Важным нюансом в этом вопросе является правильное уведомление исполнителя об отказе от его услуги. Обычно порядок уведомления закреплен в самом договоре. Если же выясняется, что в договоре данный пункт отсутствует, то в этом случае нужно уведомить исполнителя об отказе от услуги в письменной форме. Отметим, что, несмотря на то что разорвать договор можно в любое время, лучше всего сделать это заблаговременно. В противном случае может возникнуть вопрос о своевременности отказа от услуги, что может трактоваться так, что услуга была не оказана не по вине исполнителя, а по вине заказчика, и закон в этом случае однозначно будет на стороне исполнителя. В результате заказчику придется данную услугу оплатить, даже в том случае, если ему её не окажут.
Не менее важным моментом является вопрос оплаты. В случае отказа от услуги заказчик обязан оплатить все понесенные исполнителем фактические расходы. В данном случае начать стоит с того, что все оказываемые услуги можно разделить на два типа: разовые и оказываемые систематически. При отказе от услуг, которые носят систематический характер, заказчику придется уплатить в полном объеме за все оказанные услуги до момента отказа от договора. С разовыми услугами дело обстоит иначе – перед сторонами встает вопрос о частичной оплате. Как правило, если услуга по факту уже оказана, то исполнителю придется оплатить её полностью. Если же исполнитель ещё не окончил процесс оказания услуги (находится на любом из этапов её оказания), то сторонам придется обсуждать вопрос частичной оплаты услуги.
В том случае, если заказчик вынужден отказаться от услуги по причине её ненадлежащего качества, то заказчику предоставляется несколько вариантов решения данной проблемы (по аналогии с нормами договора подряда):
1. Уменьшение цены за услугу, которая была некачественно оказана;
2. Предоставление компенсации, если недостатки были исправлены другими лицами;
3. Расторжение договора через суд со взысканием убытков, понесенных вследствие ненадлежащего исполнения услуги.
Отметим, что суд считает несостоятельными заявления исполнителя о том, что для оказания услуги ему потребовалось приобрести материалы или оборудование, а значит, их стоимость должна быть компенсирована заказчиком. Все подобные риски полностью ложатся на плечи исполнителя.