Необычное произведение Гайдна — «Орфей и Эвридика, или Душа философа»

Франц Иозеф ГайднВ обширном каталоге сочинений Франца Иозефа Гайдна опера «Орфей и Эвридика, или Душа философа» – самое неожиданное и необычное произведение. Хотя Гайдн написал эту оперу в 1791 году, премьера её состоялась только в 1951–ом.

«Орфея и Эвридику» «папа Гайдн» писал, конечно же, не “в стол” и не “для вечности”. Эта его новая опера писалась для Королевского театра и была, пожалуй, главным из изобилия выгодных заказов лондонского периода, который в итоге стал, во всех смыслах, “золотой осенью” творческой деятельности великого композитора. Гайдн сделал свою работу, что называется, качественно и в срок. Композитор даже полностью определился с исполнительским составом и начал репетиции, но когда, по неким, не зависящим от него обстоятельствам, премьера не состоялась, он, в полном созвучии с названием своего творения, отнесся к этому философски и в дальнейшем уже не пытался протолкнуть «Орфея и Эвридику» на сцену.

Работы и сочинения многих исследователей полны фактов, что Гайдн в «Орфее и Эвридике» предполагал какой-то скрытый, “не для всех”, подтекст. И если даже не масонский, что вполне в духе того времени, то хотя бы философский, ведь не случайно же у оперы такое многозначительное двойное название и особенно впечатляющая неподдельной жутью, яростью и надрывом драматургия со всеми своими несуразностями и причудами, душераздирающими хорами и демоническими плясками.

Все загадки отчетливо «номерной» оперы Гайдна «Орфей и Эвридика, или Душа философа» не мешают ей оставаться превосходной оперой, редким по эффектности и силе произведением мировой оперной сцены.

Задать вопрос юристу

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *