Как известно, в правовых актах России наряду с другими видами тайн (служебная, врачебная, усыновления и т.д.) упоминается и налоговая тайна. С другими видами тайн её объединяет то обстоятельство, что доступ к информации, изложенной в ней, ограничен. Отметим, что российское законодательство пополнилось понятием «налоговая тайна» относительно недавно. Это произошло в 1999 году.
Согласно действующему законодательству, налоговую тайну составляют сведения о налогоплательщике, которые поступают в налоговый и таможенный органы, в правоохранительные структуры и в государственные внебюджетные фонды. Однако не все сведения о налогоплательщике являются тайной. Среди прочего налоговой тайной нельзя считать информацию, которая была разглашена самим налогоплательщиком или с его согласия (в виде письменного разрешения налогоплательщика).
Доступ к информации, представляющей налоговую тайну, в России имеют лица, круг которых определен тремя государственными структурами – МВД, ФТС и ФНС. Обеспечение сохранности этой тайны является прямой обязанностью налоговиков. Отметим, что сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной с момента постановки его на налоговый учет. Исходя из этого обстоятельства, налогоплательщик может заявить требования о соблюдении налоговой тайны практически в любой момент. Данное заявление он может сделать в устной или письменной форме. При этом на конфиденциальность сведений никоим образом не влияет юридический статус налогоплательщика (ИП, юридическое лицо и т.д.)
Примечательно, что в соответствии с действующим Налоговым кодексом понятие налоговой тайны является более широким по отношению к коммерческой тайне. То есть под разглашением налоговой тайны понимается не только незаконное использование коммерческой информации, но и некоторых иных сведений.
За нарушение налоговой тайны предусмотрена административная и уголовная ответственность – от денежного штрафа в размере от пятисот рублей до лишения свободы на десятилетний срок (без права занимать определенные должности в течение 5 лет). Кроме того, на органы, несущие ответственность за неразглашение налоговой тайны, в случае её раскрытия будет возложена ответственность за ущерб, причиненный вследствие их неправомерных действий или бездействия. Должностные лица этих государственных органов могут быть привлечены как к материальной, так и к дисциплинарной ответственности.
Важно помнить, что не является нарушением закона предоставление сведений, являющихся налоговой тайной, если они были запрошены органами следствия или судебной структурой. Примечательно, что если за налогоплательщиком числится нарушение налогового законодательства, то данная информация не является налоговой тайной. Данная информация находится в открытом доступе, так как она является актуальной для контрагентов, принимающих решение о заключении деловой сделки.
В заключение статьи отметим, несмотря на то что правовой режим налоговой тайны весьма подробно регламентирован действующим Налоговым кодексом страны, некоторые его нормы до сих пор вызывают ряд вопросов у правоприменителей из-за сложностей с толкованием и применением данного правового понятия.