Электронная подпись

Современная деловая жизнь диктует свои правила. Так, например, некоторые электронные документы обязательно должны быть удостоверены. Для этого существует специальная электронная подпись. Законом она приравнена к собственноручной подписи и/или к печати!
Электронная подпись представляет собой строгую последовательность символов. Данный символьный набор присоединяется к документу в качестве подтверждения личности отправителя. Как и традиционная собственноручная подпись, электронный автограф выполняет несколько функций:
1. Подтверждает, что документ был подписан конкретным лицом;
2. Подтверждает, что подписавший согласен с текстом документа;
3. Не даёт возможности подписанту в дальнейшем отказаться от своих обязательств.
Стоит отметить, что признать электронную подпись недействительной вправе только суд. Таким образом, она считается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное!
Но есть у электронной подписи ещё одна важнейшая функция, которой нет у её традиционного аналога. Электронная подпись обеспечивает целостность и неизменность электронного документа, а также подтверждает актуальность данных, представленных в цифровом документе! Дело в том, что после того как на документе поставлена электронная подпись, его уже нельзя изменить! Таким образом, получатель документа, заверенного электронной подписью, может быть полностью уверен в его подлинности, а отправитель может быть уверен в том, что документ не будет прочитан или изменен третьими лицами. Иногда электронную подпись не без оснований сравнивают со своеобразным конвертом, который нельзя вскрыть без ведома отправителя и получателя.
Электронная подпись может быть поставлена как на одном документе, так и на целом пакете документов (в последнем случае подписанным считается каждый документ, представленный в пакете).
В настоящее время используются три вида электронных подписей:
1. Простая;
2. Усиленная неквалифицированная;
3. Усиленная квалифицированная.
Нас, в рамках данной статьи, интересует именно усиленная квалифицированная электронная подпись, так как только её наличие приравнивает любой документ, участвующий в электронном документообороте, к бумажному документу, обладающему официальной печатью и собственноручной подписью! Таким образом, на официальных отчетных документах, которые отправляются через Интернет (например, в налоговые органы), используется исключительно квалифицированная электронная подпись. Можно сказать, что она одновременно выполняет функции и подписи, и печати!
Самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись создать невозможно, так как для этого необходим сертификат и специальные ключи. Поэтому для получения такой электронной подписи необходимо обращаться в специальный удостоверяющий центр, имеющий официальную лицензию на выдачу электронных подписей. Чтобы стать клиентом такого центра, необходимо подписать с ним договор. Услуга не является бесплатной, её стоимость каждый конкретный центр устанавливает самостоятельно. Чтобы создать электронную подпись в срочном порядке, клиенту придется заплатить несколько дороже, чем за подпись, выполняемую в обычном порядке.
Если же электронная подпись оказалась утерянной, необходимо обратиться в тот удостоверяющий центр, которым она была выдана, с просьбой о её блокировке.

Задать вопрос юристу

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *